май 2022
Точка на карте. Карелия
Первые майские выходные 2022-го. За плечами «Сапсан» до Питера и несколько часов за рулем, любимое побережье Финского залива и необыкновенной красоты извилистая дорога. Я сижу перед большим окном в пол и любуюсь карельской природой, смотрю на озеро, покрытое снегом, чувствую запах хвойных деревьев и слушаю шум равнинного водопада. Это было отличное решение – провести праздники в Карелии!
Выехав из Северной столицы, мы двинулись в сторону Приморска. До 1940 года это был поселок, называвшийся Койвисто (от финского keivu – береза). Сейчас Приморск – небольшой пограничный город, до 1990-х остававшийся закрытым, с пропускной системой. О поселении Березовское известно из летописей XIII века. Тогда Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля (принцессе Ингигерде). Местность находилась под влиянием как Швеции, так и Новгородской республики. По Ореховскому миру 1323 года земли отошли к Швеции. Нынешний Приморск вернулся в состав России при Петре I – тогда были присоединены к России отвоеванные на западе территории, включая Выборг. Земли стали частью Санкт-Петербургской губернии как Выборгская провинция.
В 1920 году село Березовое вышло из состава России и в течение двадцати лет принадлежало Финляндии. Только после Зимней войны (1939–1940) поселок окончательно присоединили к СССР.

В Приморске хотелось увидеть главную достопримечательность – кирху Святой Марии Магдалены. Собор был построен в самом начале XX века и является образцом позднего финского романтизма.

Кирха выполнена в форме креста из гранитных плит. Ее готический шестидесятиметровый шпиль – один из символов прибрежного города.

От Выборга нас отделяло чуть меньше часа.


В начале первого тысячелетия здесь проживало племя корела, представители которого являются предками современных карел. Замковый остров (Воловий), где располагалась небольшая карельская крепость, находился в стратегически важном месте, позволявшем контролировать торговый путь из Финского залива в Ладогу.

В конце XIII века шведы захватили эту местность и основали замок Выборг, призванный стать форпостом на границе с карельскими племенами. На полуострове рядом с замком быстро вырос крупный торговый порт. По результатам Ништадтского мира, во время правления Петра I, Выборг и весь Карельский перешеек вошли в состав Российской Империи.

В Выборге пахнет Европой. Интересно не только посмотреть на главную достопримечательность города – замок, но и прогуляться по центральным улочкам, вымощенным брусчаткой.
В этот день был ужасный ветер, который как в прямом, так и в переносном смысле сдувал с ног. Приближался закат, и надо было двигаться дальше в сторону Карелии.

Мы остановились недалеко от Сортавалы, в километре от трассы, в небольшом отеле с двухэтажными корпусами. Номер с панорамным окном от пола до потолка и потрясающими видом на озеро располагался на втором этаже. Май совершенно не ощущался. На озере все еще стоял лед, поверх которого лежал снег. Где-то в темноте слышался гул равнинного водопада, и тонкий запах карельского леса наполнял комнату.

До X века практически всю территорию современной Карелии занимало племя саами, между Ладожским и Онежским озерами располагалось племя весь, а к западу и северу от Ладоги жили корелы. В X–XI веках южная часть Карелии попала в сферу влияния древнерусского государства, стали возникать славянские поселения. В XVII веке Корела отошла к Швеции и была возвращена России, как и Выборг, только в 1721 году, после поражения шведов в Северной войне. Северная война дала мощный толчок промышленному развитию Карелии. Активно развивалась металлургия, было построено несколько заводов. У самого крупного из них возникла Петровская слобода, которая стала городом Петрозаводском во время правления Екатерины II.

Самой дальней точкой нашего путешествия стал горный парк «Рускеала». В 1768 году в Рускеале началась добыча мрамора. Месторождение было открыто, когда потребовался материал для облицовки здания Петербургской академии художеств. К началу XIX века рускеальские каменоломни превратились в крупное предприятие. Для обучения финнов и карелов добыче и переработке камня с Урала и из Санкт-Петербурга привезли квалифицированных рабочих.
Проектом века для рускеальских каменоломен стало сорокалетнее строительство Исаакиевского собора. Архитектор Огюст Монферран, для которого собор стал делом всей жизни, лично посещал разработки мрамора, чтобы убедиться в качестве поставляемого материала. Рускеальский мрамор использовался для внешней облицовки собора, полов и отделки интерьеров Исаакия.

После окончания строительства собора Рускеала осталась на десять лет без госзаказов, разработка постепенно остановилась. Но к концу XIX века здесь вырос мраморно-известковый завод, который производил строительную известь, щебень и декоративную каменную крошку.

До Великой Отечественной войны месторождение разрабатывалось в шесть горизонтов, три из которых находились под землей. Потом Карелия была оккупирована финскими войсками. В послевоенные годы из Рускеалы поставляли камень для строек и восстановительных работ во многие города СССР. Интересно, что для восстановления Исаакия использовали мрамор из главного карьера. На местах спиленных глыб мрамора образовывались отвесные скалы с идеально гладкой поверхностью и причудливыми природными узорами.

До 1990-х годов отсюда поставляли материалы для отделки новых станций метро в Ленинграде и Москве.

В настоящее время вокруг главного карьера находится Горный парк «Рускеала». Теперь это одна из самых известных достопримечательностей Карелии.
Буквально десять минут, и мы уже перед Рускеальскими водопадами, самым крупным из которых является Ахвенкоски. Такое название было получено, когда эта часть Карелии входила в состав Финляндии. Раньше здесь располагалась финская ГЭС.

Потрясающая природа, бурлящие потоки воды, оборудованная тропа, подвесные мосты и чистый воздух. Вода здесь отличается коричневатым оттенком, что объясняется влиянием залежей ископаемых и примесями железистых соединений. Кстати, в переводе с финского Ruskeala – коричневый, бурый.
Шуми, шуми, о водопад!
Касаяся странам воздушным,
Увеселяй и слух и взгляд
Твоим стремленьем, светлым, звучным,
И в поздной памяти людей
Живи лишь красотой твоей!
Гавриил Державин
В Горный парк из Сортавалы ходит ретро-поезд. Настоящий паровоз! На панораму лесных массивов, озера Кармаланъярви и железную дорогу можно посмотреть с горы Паасо. В XII–XIII веках здесь, на пике, было древнее городище, в котором проживали карелы. К настоящему времени древних сооружений на вершине не осталось.
Наше путешествие подходило к концу. Мы ехали по извилистой дороге, которая то круто убегала вверх, то резко летела вниз. Скалы временами так близко прижимались друг к другу, что приходилось останавливаться, чтобы разъехаться со встречной машиной. Повсюду лежал снег, но временами вдруг начинал моросить дождь. До слез не хотелось уезжать. Мысль о том, что придется возвращаться в Петербург, а потом садиться на московский поезд, наводила тоску. Я думала о том, как легко здесь дышится! И о свободе. Что именно здесь я ощущала себя особенно свободной. И счастливой.

Дорога... Любите ли вы дорогу так, как люблю ее я? Дорога всегда манит. Никогда не знаешь, что ждет тебя за следующим поворотом. Непредсказуемая и прекрасная, опасная и загадочная, манящая и многообещающая...

Последний день в Питере. Здесь снова голубое небо! Я сидела на лавочке в «Севкабель Порте», смотрела на Финский залив. Вечером я уеду в Москву. Но впереди новые путешествия. А Питер? Сюда я обязательно вернусь, к этому голубому небу и холодному морю.
Made on
Tilda